О валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза - 26 Сентября 2015 - Величайшие войны в истории человечества
Приветствую Вас Гость!
Пятница, 31.03.2017, 01:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

PR-CY.Rank

Баннеры

Поиск

Мы Вконтакте

Календарь

«  Сентябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Облако Тегов

Архив записей

Друзья сайта

Организации
  • Институт инновационной деятельности в образовании РАО
  • Центр дополнительного образования для детей (Детский автогородок)
  • Консалтинговое агентство "Дива"
  • Институт профессионального развития персонала
  • Электронные СМИ
  • Электронный научно-практический журнал «Инноватика в образовании»
  • Научный журнал «Вторая мировая война»
  • Научный журнал «Вопросы профессионального развития персонала»
  • Новостной портал «Arik»
  • Генеалогия
  • Международный дворянский клуб "Szlachta"
  • Международный союз дворянских собраний
  • История
  • Энциклопедия Второй мировой войны
  • Энциклопедия Третьего Рейха
  • Советский Союз во Второй мировой войне
  • Энциклопедия США
  • СAllies - Западные союзники
  • Энциклопедия Польши (Второй Польской Республики)
  • Биографии выдающихся исторических личностей
  • Величайшие войны в истории человечества
  • Военная техника и оружие Второй мировой войны
  • Развлечения
  • Виртуальная Речь Посполитая
  • E3R.RU Сериалы онлайн
  • Подручный бездарной Луизы
  • АНИМЕ КАРТИНКИ И ОБОИ
  • Доски объявлений
  • Доска объявлений
  • Персональные странички
  • Сайт Красильникова А.А.
  • Сайт Киселёва А.Г.
  • Главная » 2015 » Сентябрь » 26 » О валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза
    15:44
    О валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза

    (Аналитика от И. Г. Суворова, Президента Межгосударственного банка)

    После подписания Договора о создании Евразийского экономического союза перед государствами открываются новые перспективы для интеграции. Договор предусматривает согласованную политику в ключевых сферах экономики и снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, в том числе путем сближения национальных законодательств. Раздел XIV Договора о ЕАЭС предусматривает поэтапное осуществление гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики. Появились ориентиры по целям и задачам экономической интеграции стран ЕАЭС, однако при этом государства выражают пока только общие рамочные намерения в части согласованной валютной политики, денежно-кредитной политики, мер финансовой стабильности. Где-то процесс выстраивается достаточно четко, например, в сфере постепенной гармонизации банковского законодательства. А где-то страны только определяют, насколько они готовы пойти на сближение. Стоит отметить, что интеграционные процессы в ЕАЭС развиваются в достаточно непростых условиях, когда обостряются глобальные проблемы в политике и экономике, а политика все сильнее влияет на экономику. В данной ситуации выиграет только мощный интеграционный блок. Вместе с тем для того, чтобы ЕАЭС стал мощным союзом, предстоит проделать большую работу, в том числе в валютно-финансовой сфере. Ведь в процессе интеграции нужно видеть не только мгновенные выгоды, но и перспективы.

    Результатом интеграции в валютно-финансовой сфере должны стать: снижение трансакционных издержек, снижение рисков, обеспечение эффективного использования денежных ресурсов на всем пространстве интеграционного блока. Конкретно в области валютно-финансовых отношений предстоит решать следующие важнейшие задачи:

    • повышение роли национальных валют и снижение доли доллара США в расчетах и резервах.

    Подготовка предпосылок для введения общей валюты в будущем;

    • создание собственных систем расчетов и систем передачи финансовой информации;

    • создание общего пространства для валютно-финансовых услуг, в том числе в рамках интегрированного валютного рынка, инфраструктуры и институтов;

    • повышение ликвидности финансового рынка интеграционного объединения (сейчас в интеграционной системе практически нет ресурсной базы);

    • создание банковской и биржевой инфраструктуры мирового уровня с широким спектром инструментов;

    • создание прототипа межгосударственного института, занимающегося разработкой механизмов взаимодействия в валютно-финансовой сфере интегрирующихся государств (здесь тоже институциональный вакуум);

    • создание институционально-правового режима, не допускающего валютных ограничений и барьеров для проведения операций между резидентами и нерезидентами;

    • создание интеграционных фондов, механизмов привлечения и перераспределения ресурсов, необходимых для интеграционных проектов (эти задачи также до сих пор не решались практически).

    Постепенно государства приходят к необходимости сотрудничества в этой области. 10 марта 2015 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин поручил Банку России и Правительству Российской Федерации до 1 сентября решить вопрос интеграции в валютной сфере в ЕАЭС и возможности создания в перспективе валютного союза. Теперь о единой валюте. Введение единой валюты в ЕАЭС пока не планируется (на данном этапе страны только обсуждают необходимость валютной координации). На текущем этапе слишком много сомнений и у экспертов, и у лидеров и идеологов евразийской интеграции относительно целесообразности создания единой валюты. Для этого есть основания. Перспективы ее введения пока отдалены, но в итоге мы можем прийти к единой валюте. У нас нет иного выхода. Основания для оптимизма есть – это опыт Европейского союза. А мы находимся в более выигрышной ситуации, так как мо- жем учесть европейский опыт и избежать ошибок, сделанных при введении евро. Ведь, как отмечала в своих  интервью министр ЕЭК Т. Д. Валовая, единая валюта – это верхушка процесса валютной интеграции. Процесс валютной интеграции начинается с согласования денежно-кредитной и иной финансовой политики1 . И вот это является задачей уже сегодняшнего дня. От итогов этой работы зависит интеграция в валютной сфере и появление единой валюты.

    Мировой опыт позволяет выделить пять типов валютных зон:

    1) взаимное соглашение между независимыми государствами об использовании их национальных денежных единиц в качестве параллельного средства на территории каждого из них;

    2) взаимное соглашение между независимыми государствами о переходе на денежную единицу одного из них;

    3) объединение с коллективной расчетной единицей, которая существует наравне с национальными деньгами государств-членов;

    4) экономический и валютный союз с единой валютой, которая заменяет собой национальные денежные единицы государств-членов;

    5) одностороннее решение государства о замене национальной денежной единицы валютой другого го- сударства

     Интегрирующиеся государства могут рассмотреть все существующие варианты и доработать их в соответствии со своими требованиями, ведь поступательность процесса экономической интеграции однозначно потребует введения странами единой валюты в будущем. Например, экс-председатель Национального банка Республики Казахстан Г. А. Марченко считает, что это должна быть наднациональная валюта, эмитируемая наднациональным банком, так же, как это было сделано в Европе .    О предполагаемой единой валюте с названием «евраз» говорил в свое время Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев . Очевидно, что в рамках интеграционного объединения ЕАЭС потребуется поэтапное создание сначала общего, а затем единого экономического пространства, также будет необходимо сформулировать общую валютную стратегию.

    Это подразумевает создание таможенного союза, платежного союза и общего рынка в рамках общего экономического пространства, и экономического и валютного союзов в рамках единого экономического пространства. В научных и публицистических статьях на тему валютно-экономической интеграции не зря был сформулирован принцип строгой последовательности эта-марта. пов экономической интеграции. Интеграция определяется как сложное, высокоструктурированное явление, которое охватывает всю систему национальных рынков и наднациональных институтов государственного управления. Успешный опыт европейской интеграции доказывает тезис об обязательном поступательном процессе прохождения странами – участницами интеграционного объединения определенных этапов – от создания зоны свободной торговли до экономического, валютного, а затем и политического союза.

    Как отмечает профессор О. В. Буторина, данная очередность – непреложный закон интеграции, который не смогли обойти европейцы: утвержденный в 1970 г. План Вернера (о переходе в 10-летний срок к единой валюте) не удалось выполнить. По мнению профессора Л. Н. Красавиной, выполнение стратегической задачи – введение единой региональной валюты на евразийском пространстве – трудный процесс. Судя по опыту Евросоюза, предстоит реализовать основные принципы формирования валютно экономической интеграции. В их числе поэтапность, разноуровневая и разноскоростная интеграция с учетом различий экономического развития стран-членов, сочетание рыночного и государственного регулирования, со- здание наднационального регулирующего уровня. Как уже отмечалось выше, странам придется проработать вопрос организации системы наднациональных органов в сфере банковского, денежно-кредитного и валютного регулирования, в частности, единого центрального банка. Пока же речь идет только о создании к 2025 г. наднационального финансового регулятора. Как мы понимаем, этот орган не будет являться наднациональным центральным банком в полном смысле этого значения. В качестве институциональной основы развития валютно-финансового сотрудничества на пространстве ЕАЭС можно определить деятельность Межгосударственного банка, созданного государствами СНГ. По своей сути Банк может выполнять функции «интеграционного банка». В основу его создания была положена идея использования на постсоветском пространстве опыта Европейского платежного союза. Первоначально Межгосударственный банк был создан как клиринговый центр для проведения многосторонних межгосударственных расчетов в рамках рублевой зоны.  

    Вместе с тем с появлением десятка национальных валют в 1993–1994 гг., отсутствием механизма их взаимной конвертируемости, неразвитостью валютных и финансовых рынков резко усложнились и без того уже непростые процедуры платежей в торговых операциях. В этих условиях уставные функции Межгосударственного банка оказались невостребованными. В настоящее время в соответствии с решениями высших органов СНГ ведется работа по реорганизации Межгосударственного банка, уточнению его функций в современных условиях и внесению изменений в действующий Устав. Деятельность Банка регулируется двусторонними договорами и соглашениями с правительствами и центральными (национальными) банками стран СНГ. Межгосударственным банком заключены соглашения с Российской Федерацией, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан об условиях пребывания и совершения банковских операций.  С текстами учредительных документов Межгосударственного банка можно ознакомиться на сайте www.isbnk.org управления – Совет Банка, состоящий из руководителей центральных (национальных) банков, представителей министерств финансов и других правительственных органов государств-учредителей.

    Целью деятельности Межгосударственного банка на современном этапе является содействие экономической интеграции и развитию национальных экономик стран СНГ посредством создания механизма расчетов для проведения трансграничных платежей в национальных валютах; кредитования внешнеторговых операций стран СНГ в национальных валютах; участия в реализации проектов, имеющих межгосударственное значение. Банк имеет прямой доступ к платежным системам центральных (национальных) банков шести стран: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан.

    Немаловажная роль в деятельности Банка отводится развитию операций с национальными валютами, включая обслуживание расчетов в этих валютах, и операций по конвертированию на межбанковском и биржевом рынке. Развивая эти направления, Банк активно взаимодействует со своими давними постоянными партнерами – Евразийской экономической комиссией, Исполни- тельным комитетом СНГ и другими.

    В 2014 г. был подписан Меморандум о взаимодействии между Межгосударственным банком и Евразийской экономической комиссией, организованы и проведены совместные круглые столы. В наших мероприятиях принимали участие международные эксперты высокого уровня – представители центральных (национальных) банков стран СНГ, Всемирного банка, МВФ, ЮНКТАД, ПРООН, Американской торговой палаты, дипломатических представительств ряда государств. Банк тесно сотрудничает с центральными (национальными) банками государств – участников СНГ. В частности, Банк в качестве Секретариата осуществляет обеспечение деятельности Совета руководителей центральных (национальных) банков государств – участников ЕврАзЭС. Информационно-аналитическая деятельность Банка сосредоточена на подготовке материалов по основным вопросам развития финансово-банковской сферы, валютно-финансовой интеграции, экономического сотрудничества государств – участников Банка. Подводя итог, можно констатировать, что валютно- финансовые отношения являются одной из важнейших составляющих регионального экономического сотрудничества. Международный опыт (и в первую очередь опыт ЕС) свидетельствует о том, что использование адекватных элементов валютно-финансового взаимодействия играет системообразующую роль в развитии процессов экономической интеграции. Импульс валютно-финансовой интеграции уже дан. Надеемся, что значимую роль в этих процессах займет Межгосударственный банк.

    Источник: http://eurasiaforum.ru/blog/431

    Просмотров: 302 | Добавил: defaultNick | Теги: экономического союза, интеграции, О валютно-финансовой, в рамках, Евразийского | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: